В интервью для журнала Нана Геташвили рассказала, где она черпает вдохновение

  • /images/cms/thumbs/b3b0f11b235af1b5cef2c1eae72c3471ae76bdec/d6116ffb8788fa68a949d370757374ba_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/b3b0f11b235af1b5cef2c1eae72c3471ae76bdec/f60be7ed137148bfc7e391fa9e1d0c3e_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/b3b0f11b235af1b5cef2c1eae72c3471ae76bdec/23f28af398b5ca3ba14c23f615177d4b_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/b3b0f11b235af1b5cef2c1eae72c3471ae76bdec/b9720f0a23301a51ba70ff90149717df_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/b3b0f11b235af1b5cef2c1eae72c3471ae76bdec/e2e262f1389fb01228608df8b7a9480a_auto_526_jpg.jpg

Творческое окружение в семье, где мама искусствовед, папа физик, дедушка художник, а бабушка геолог исследователь, позволило стать одной из наиболее известных и успешных архитекторов страны. Сегодня она авто проекта российского павильона на EXPO-2008 в Сарагосе, получившего 2-еместо как один из лучших павильонов выставки, член Союза архитекторов и Союза художников РФ , Международной ассоциации дизайна интерьера в США , член киноакадемии, кинопродюсер и телеведущая, а также просто очаровательная женщина. Знакомьтесь — Нана Геташвили. Марина Долина

С самого раннего детства я росла в окружении глубоко любящих меня людей,к тому же творческих личностей: отец был физиком, посвятившим себя исследованиям в области изучения ДНК, мама — профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, автор книг и более сотни научных и популярных статей по вопросам искусства. Думаю, все это задало определенное направление моей жизни.

Правда, моя мечта стать модельером не вдохновляла родных, поскольку в то перестроечное время не много хороших институтов готовили специалистов этого профиля. Мне посоветовали изучить азы рисования, пространственного мышления и истории искусства в таком престижном институте, каким тогда был Московский Архитектурный, а потом уже стать модельером, если мое видение будущего за время учебы не изменится. Как теперь оказалось, любящие родственники предрешили мою судьбу. Я поступила в институт, сдав только первый экзамен, так как имела золотую медаль, и уже в 17 лет получила свой первый заказ.

— Когда вы почувствовали себя успешным человеком и архитектором, ощутили, что состоялись как профессионал?

— После того, как было построено мое первое здание в 1996 году — высотный офисный комплекс. А еще когда, приехав однажды на стройку, услышала не голоса, спорящие с моими решениями, а рокот многих десятков людей, которые молча, с уважением, ждали моего решения. Это был переломный момент. Я доказала, что могу постоять за свои решения, которые всегда принимались и принимаются в интересах заказчика объекта.

— Какие награды и профессиональные достижения для вас особенно дороги?

— Своим серьезным профессиональным достижением считаю звание «Человек года — 2008» по версии РБК. Действительно, стать одним из 30 лауреатов, сумевших сделать что-либо выдающееся для своей страны — высокая честь. К этой награде в номинации «Укрепление и развитие положительного имиджа России за рубежом» меня привела победа России на знаменитой международной выставке EXPO, проходившей в 2008 году в испанском городе Сарагоса.

Павильон нашей страны, автором проекта u1082 которого я являлась, получил серебряную медаль за лучший дизайн, уступив лидерство только хозяевам. Это тем более престижно, что в EXPO участвовали 125 стран мира. Россия удостоилась такого признания впервые за много лет, после того как заняла 76-е место, когда была выставлена «Башня Мельникова» на Montreal EXPO в 1967 году.

Считаю это своим важным достижением еще и потому, что работа была не только творческая, но и административная, в процессе которой возникали сложности и с монтажом, и во взаимоотношениях с контрагентами в различных сферах, и все это помноженное на пребывание в другой стране! При этом я ощущала огромный груз ответственности — ведь пришлось представлять всему миру нашу новую Россию!

— Какие качества характера необходимы архитектору, чтобы суметь реализоваться в этой интересной, но трудной профессии?

— Вы удивитесь, но помимо навыков создания грамотного чертежа или эскиза, которые все студенты архитекторы приобретают во время учебы в институте, для полноценной и успешной работы в нашей профессии нужно быть хорошим психологом. Архитектор должен уметь слушать, а главное, слышать заказчика, находить с ним общий язык, а иногда уметь и переубедить его. Еще абсолютно необходим живой интерес к тому, чем ты занимаешься, ведь образы черпаются не только из архитектурных книг, но и из окружающей нас действительности. Архитектор должен увидеть, почувствовать и создать гармонию пространства. На мой взгляд, если человек не любопытен, не открыт всему новому, он не сможет состояться в этой профессии.

— Назовите имена архитекторов, чьими творениями вы восхищаетесь.

— Гауди, Райд, Нимейер... многие.

— Какая эпоха вам особенно дорога как архитектору?

— Мне интересны все эпохи существования человечества, ведь дом людям необходим так же, как и вода. — В каком стиле оформлен ваш собственный дом и часто ли вы изменяете интерьер в нем? — У меня несколько домов в разных стилях, но все их объединяет стиль эклектика, смешение направлений и предметов. Сделав дом, я редко что-либо в нем меняю.

— Ваше любимое место в доме?

— Диван... где я, поджав колени, рисую эскизы и одновременно смотрю кино. ...? — Так лучше думается! Все, что появляется на листе бумаги — работа подсознания, которая опирается на громадный багаж знаний и впечатлений. Именно благодаря этому багажу в такие минуты можно по зволить себе не анализировать, а просто фантазировать. Нет анализа только полет фантазии.

— Как часто, по вашему мнению, целесообразно делать ремонт и производить кардинальную смену обстановки в доме?

— Раз в три года примерно. Это период, достаточный для привыкания, а значит, появляется подсознательное желание что-либо поменять — возможно, не кардинально, но хотя бы немного изменить акценты.

— Что делает дом уютным, на ваш взгляд?

— Текстиль, цветовая гамма, качество освещенности. А еще любящие люди в нем. Остальное приложится.

— Чье мнение для вас важно при создании интерьера и кто может вас критиковать?

— Критиковать может кто угодно. Я достаточно уверенный в себе человек, поэтому страха перед критикой у меня нет. И повлиять на меня не может практически никто, исключение бывает только в том случае, когда новое мнение оказывается более логичным и веско аргументировано. Тогда я готова изменить что-то, но по собственному, а не чужому решению, просто посмотрев на проблему с другой точки зрения, с иного ракурса. Такая уверенность в себе, кстати, является еще одним из качеств, необходимых архитектору. Иначе, делая по 20 вариантов и спрашивая окружающих их мнение, можно заблудиться...

— Как вы себя ведете, если мнение заказчика не совпадает с вашим?

— Такое случается крайне редко, поскольку обычно мне удается быть по одну сторону баррикады с заказчиком. Но если разногласия все же появляются, я стараюсь находить компромисс.Иногда приходится переубеждать человека, особенно когда я понимаю, что он просто не может себе визуально представить замысел, ведь это достаточно сложный профессиональный навык. Я знаю, что если безропотно выполню все пожелания заказчика, способные изменить концепцию интерьера в худшую сторону, в конечном итоге буду виновата я, и именно мне придется переде лывать интерьер, только на сей раз объясняя ему, почему вовремя не предупредила о возможном плачевном результате.

— Сколько проектов в год осуществляет ваше архитектурное бюро?

— Около двадцати пяти. Причем над каждым проектом я принципиально работаю сама, не привлекая других специалистов. В авторской мастерской архитекторы придерживаются строго моей идеи. Ведь если клиент обратился ко мне, значит, ему нравится именно мой «почерк», который он мог наблюдать в интерьерах друзей и знакомых. Если же человеку интересен другой архитектор, наверное, он обратится к нему. Мне проще самой отвечать за процесс от «А» до «Я».

— Как развивать в ребенке творческое начало?

— Самое главное — не мешать ребенку самовыражаться, когда творческое начало впервые проявится в нем. Я хорошо запомнила, как в пять лет родителям посоветовали забрать меня из художественной школы сами же педагоги... чтобы не уничтожить мою фантазию. Когда нам всем предлагали придумать голубую бабочку, я рисовала кроме нее еще 10 разноцветных. Родители решили, что увлеченность искусством важнее технической стороны исполнения. И сейчас я благодарна им за то, что они уберегли мое воображение от взросления в жестких рамках, которые преподносит ученикам классическая художественная школа. Думаю, если бы в детстве мне внушали, что самое правильное это четкое выполнение заданий, а не отвлечение на «посторонние вещи», возможно, я сейчас не смогла бы работать ни в разных стилях, ни с разными заказчиками. Ведь приходится создавать интерьеры для людей с диаметрально противоположными представлениями о прекрасном, а иной раз угадывать предпочтения тех, кто не может точно сформулировать, что именно ему хотелось бы увидеть в своем доме. Так как моя картина мира не искажена штампами, мне легко создавать для каждого клиента неповторимый интерьер, который подходит исключительно ему,с учетом всех мельчайших нюансов его бытовых привычек и особенностей каждого из членов семьи.

— Сколько времени обычно занимает работа над тем или иным новым проектом и как вы настраиваетесь на объект, который создаете?

— Я просто беру лист бумаги, карандаш и рисую... Образ приходит в голову сразу, когда концентрируюсь на информации об объекте... Я предпочитаю не искать вдохновение, а цепко держать его около себя и никогда не отпускать.

— Какая информация о хозяине дома вам необходима, чтобы определиться, состоится ли с ним будущее сотрудничество?

— По-разному. Как правило, одна встреча и одно предполагаемое изображение объекта достаточно, чтобы составить мнение о возможности дальнейшего общения. Психология — великая вещь. — 

Сколько времени вам для этого нужно?

— Десять минут.

— Вы работаете с российскими и зарубежными заказчиками. Что отличает наших соотечественников от иностранцев от начала разработки авторского проекта до его завершения?

— Мы хотим всего сразу и все самое лучшее. Они создают свой мир по крупицам, не жалея денег и времени.

— Как в вашу жизнь вошло телевидение?

— Телевидение было моей детской мечтой, когда-то я даже поклялась себе ее осуществить. В результате помимо архитектурного образования я стала дипломированным тележурналистом. А вскоре в моей жизни произошла судьбоносная встреча с продюсером телекомпании «Мастерская» Саидой Медведевой. Благодаря этому знакомству осуществился давно задуманный мною проект-цикл документальных фильмов о наиболее значимых памятниках мировой архитектуры.

— Вы говорите о телевизионном проекте «Тайны мировой архитектуры», имевшем огромный успех на канале «Россия»? Как вы готовили этот проект?

— Мне очень помогла моя мама — искусствовед, профессор Российской академии ваяния и зодчества Нина Геташвили. Мы даже издали книгу «Тайны мировой архитектуры» по материалам нашего цикла документальных фильмов, причем к книге прилагается диск со всеми восемью картинами и уникальными рабочими моментами подготовки фильмов, а также интервью, не вошедшими в окончательный вариант.

— Были ли у вас сомнения в том, что такой серьезный проект все-таки удастся осуществить?

— Я оптимист, и это определяющий фактор во всех моих начинаниях! Никаких сомнений у меня не было.

— Как проявляется в быту то, что вы архитектор?

— В отличие от большинства особ женского пола я хорошо ориентируюсь в картах и пространстве, вожу любые марки машин, разбираюсь во многих образцах бытовой и аудио- видеотехники.

— Какова роль высоких технологий, Интернета в вашей жизни?

— В условиях моих частых перемещений высокие технологии абсолютно незаменимая вещь. Именно поэтому мне необходим Интернет, который способен передавать тяжелые файлы на высокой скорости. Естественно, сигнал должен быть отличного качества, а линия — работать бесперебойно. Вот почему мы остановили свой выбор на компании «КОМСТАР». Именно эта компания обслуживает наш главный офис. Высокие технологии существенно повышают качество нашей жизни. Я легко могу руководить процессом из любой точки мира.

скачать файл PDF