Нана Геташвили стала гостем новой рубрики «Эксперт номера»

  • /images/cms/thumbs/f49bb569651c8015359a957c36cc58cf255835ef/d4ffef63e2349f39d9335181efc4a18a_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/f49bb569651c8015359a957c36cc58cf255835ef/f342713824f2ca32e02d7bfee09532e4_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/f49bb569651c8015359a957c36cc58cf255835ef/33841e919bf439e0d99af0f885bc6590_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/f49bb569651c8015359a957c36cc58cf255835ef/0bf9c87b33a3c6b10cc4c0556623ec3d_auto_526_jpg.jpg

Чем чаще в последнее время слышишь рассуждения о последствиях финансового и экономического кризиса, чем больше видишь озадаченных и унывающих людей, тем сильнее говорить о перспективах, о развитии, о профессиональном подходе к делу. Наша редакция решила приглашать в гости ведущих экспертов рынка мебельного дизайна и мебельного производства. Мы уверены, что взвешенное и не лишенное оптимизма слово профессионалов сейчас должно быть в особой цене.

Думается, не случайно первым гостем новой рубрики «Эксперт номера» стала Нана Геташвили — известный архитектор, дизайнер, телепродюсер, член Союза художников Росси, член Международной ассоциации дизайнеров интерьеров (IIDA, США), лауреат премии «Стиль года», обладатель серебряной медали EXPO Zaragoza — 2008 (как автор российского павильона), лауреат 11-го телефорума в номинации «Лучший фильм».

— Нана, расскажите, каким был Ваш первый мебельный проект?

— По образованию я — архитектор общественных и жилых зданий и, конечно же, первыми в начале моего творческого пути были проекты именно таких зданий. Потом меня увлекли интерьеры, а точнее — возможность создавать свой собственный мир, как внешний, так и внутренний. Мебель как неотъемлемый элемент убранства помещения тут же стала темой для изучения и источником вдохновения. Первым собственным проектом я считаю не объект, для которого я впервые выбрала и расставила мебель, а проект, где мебель была прорисована моей рукой, продумана до мелочей вместе с заказчиками, а идеи были воплощены на одной из крупнейших мебельных фабрик Италии. Это был частный особняк. С тех пор из года в год я продолжаю придумывать мебель для новых проектов — банков, ресторанов, гостиниц, частных домов, понимая, что именно это является одним из основных средств создания индивидуальности пространства.

— Как Вы оцениваете современное состояние и перспективы развития мебельного дизайна в России?

— За долгие годы господства одинаковых интерьеров в одинаковых квартирах и одинаковых домах нами была несколько утеряна (по сравнению, скажем, с европейскими странами) культура обустройства пространства. И сейчас, когда многие стремятся к индивидуальности, специалистам-дизайнерам приходится семимильными шагами догонять всегда шедших в ногу со временем и спросом «соседей». Однако Россия издавна славилась тем, что могла сотворить невозможное и справиться с невыполнимыми, на первый взгляд, задачами. Мне кажется, у отечественных дизайнеров все впереди. Важно только осознавать, что нам необходимы специалисты, которые очень четко определят и сформулируют актуальные задачи рынка, чтобы можно было никого не нагонять, а сразу встать вровень с другими производителями. Сделать это сложно, но другого выхода, на мой взгляд, нет.

— Нана, на какие дизайнерские школы стоило бы сегодня ориентироваться?

— Я выступаю за классическое образование и не разделяю мнение, согласно которому дизайнером интерьера можно стать за три, шесть или девять месяцев. Конечно, есть вероятность стать декоратором, не обучаясь этому ремеслу вообще и опираясь лишь на врожденное чувство меры, такта, вкуса, восприимчивости. Но задачи и возможности такого специалиста будут заметно ограничены. Он расставит мебель, разложит подушки, развернет правильно рояль, что немаловажно (говорю об этом без всякой иронии), или подберет новую окраску стен. Все перечисленные действия помогут изменить облик пространства, но, простите, как же сами стены, потолок, двери и т.п.? хочется большего. Специалист, мне кажется, будет более востребован, если сможет, кроме всего указанного, понять, как расширить комнату, поднять или опустить потолок, создать арку в проеме. Все же обучение по специальности «архитектор интерьера», хоть и отнимает шесть лет жизни (например в МАрхИ — Московском архитектурном институте), позволяет выпускникам стать ко всему готовыми профессионалами. Хорошо, когда к врожденным талантам добавляется весомый багаж знаний. Что касается дизайна предметов интерьера, то я придерживаюсь тех же позиций. Только подкрепленная подробными знаниями о конструкциях, материалах, сочетаемости и т.п., бурная фантазия воплотится в предмете не только эстетически красивом, но и эргономически удобном — ведь мы говорим о скульптурах.

— Известно, что многие российские компании привлекают для проектирования новой продукции зарубежных дизайнеров. В чем наши специалисты уступают иностранцам? Не следует ли что-то изменить в российской системе подготовки кадров?

— Спрос на иностранных специалистов обусловлен тем, о чем я уже говорила, — многолетней невостребованностью отечественных профессионалов данного профиля. Унификация нужд населения страны привела к тому, что наши дизайнеры в массе своей действительно уступают заграничным. Зарубежные специалисты более гибки в выборе материалов, в гораздо большей степени готовы к экспериментам — такие качества дизайнеров приветствуются, т.к. впервые придуманный элемент считается объектом авторского права и обоснованно защищен законодательством. Кроме того, дизайнерам исправно поступают отчисления (в зависимости от контракта с изготовителем) либо за каждый проданный экземпляр, либо по каким-либо другим позициям. Самое главное, что к созданию чего-то нового готовы зарубежные производители: они ждут возможности удивить, соревнуются, выставляют свои новые изделия на многочисленных презентациях, выставках. К сожалению, у нас пока все обстоит несколько иначе. Отечественные фабрики не стремятся переналаживать производство в соответствиями с новыми веяниями, гораздо более неповоротливы в своих решениях. Многие управленцы с неохотой берут на себя ответственность за изменения. Поэтому следует вести речь не только о модернизации системы подготовки кадров, но и создавать надежную юридическую и производственную базу для свежеиспеченных дизайнеров.

—Нана, Вы участвовали во многих мебельных выставках как в России, таки за рубежом. Как Вы оцениваете их современное состояние и роль на рынке?

— Выставки всегда являлись стимулирующим, подгоняющим фактором. Их цель — не только помочь «новичкам» на рынке заявить о себе. Мэтры также на экспозициях дают понять, что их фабрики функционируют, развиваются. Самое важное (и это факт), что каждый экспонент стремится на выставке за рубежом показать новшества, которых нет пока у конкурентов, и тем самым, вероятно, зафиксировать свои права. Для архитекторов, дизайнеров, декораторов, если говорить о выставках с мировым именем, — это кладезь, своеобразный университет практических знаний. На выставках можно потрогать, всесторонне изучить новые изделия, понять, узнать больше даже о самом себе и своих пристрастиях, ведь именно они в дальнейшем зададут тон в интерьерах или предметах мебели, которые будут создаваться.

— Что Вы можете сказать о развитии мебельного дизайна в ближайшем будущем и о его основных тенденциях в более отдаленной перспективе?

— Могу сказать на основе опыта работы с зарубежными производителями: рынок мебельного дизайна — один из самых перспективных. Если отечественному производителю удастся набрать обороты в сферах дизайна и производства, тогда, учитывая некоторые технико-экономические показатели, такие, например, как более низкая стоимость сырья (древесины) или отсутствие таможенных пошлин (в случае реализации в пределах Российской Федерации), отсутствие или уменьшение транспортных расходов по сравнению с внутриевропейскими или трансатлантическими перевозками, это даст результат. Добавьте к этому растущий с каждым днем спрос на мебель у населения. Указанные предпосылки дают основания говорить, что если мы преуспеем и при том же качестве выгадаем в стоимости продукта, то он незамедлительно найдет своего покупателя. Что касается тенденций в самом дизайне, то они меняются вместе с модой почти каждый сезон. Поэтому и основная сложность заключается в том, что необходимо обладать оборудованием и кадрами, которые смогут адекватно и своевременно реагировать на конъюнктуру рынка.

Беседовал Андрей Тарасов  

скачать файл PDF