Нана Геташвили о новых трендах в дизайне интерьеров

  • /images/cms/thumbs/391d43bdc8fdcf5e3b4b6e8a9adcaaf9f5355b54/bcddf69238e265bc908e7aa97db6e223_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/391d43bdc8fdcf5e3b4b6e8a9adcaaf9f5355b54/b39db67c4f47a83d5a3ecc4d8a304fad_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/391d43bdc8fdcf5e3b4b6e8a9adcaaf9f5355b54/d50e3924dde32e26b22c4766b1bbfb59_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/391d43bdc8fdcf5e3b4b6e8a9adcaaf9f5355b54/b1e72bc54129aa14e71134ea96eff0e6_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/391d43bdc8fdcf5e3b4b6e8a9adcaaf9f5355b54/fe49b2292b4c5ef3424e657870dd618e_auto_526_jpg.jpg

Нана Геташвили — известный человек в мире интерьерной моды. Мы решили спросить, что наблюдает она как специалист, работающий на переднем крае современного дизайна, в области смены тенденций. Ведь мода на отделку и оформление жилища хоть и не так переменчива, как мода на одежду, но и она не стоит на месте — и по ее поведению можно судить о процессах, происходящих в обществе и культуре.

— Нана, расскажите, пожалуйста, как развивалась интерьерная мода в последние годы?

— В девяностых на интерьерном рынке царила мода на классический стиль. Затем ее сменили арт-нуво и стиль русского модерна, отсылающий к мотивам и формам начала XX века. Их изысканная, декадансная эстетика быстро покорила сердца и стала популярной, но вскоре публика пресытилась и этим. И вот уже несколько лет в дизайне элитного жилья преобладает ар деко, пришедшее на смену модерну. Это направление совмещает современный стиль с классическими, тяжелыми, но красивыми линиями, редкие материалы, такие как красное дерево, корень ореха, с модными — но не облегченными, а претенциозными — палисандр, эбонит, лимонное дерево. Ар деко подходит людям, которым надоела классика, но которые еще не способны психологически приспособиться к интерьерам хай-тек. Так уходит в прошлое поголовное желание состоятельных людей жить в классических интерьерах с колоннами. И это хорошо, потому что в городских квартирах высота потолков и размер площадей, я считаю, не позволяют воплощать классику в том виде, в котором она должна быть. В загородном доме — другое дело, его грамотный дизайнер может удачно стилизовать под русскую усадьбу или ампир. 

— Какие стили и материалы на пике актуальности?

— Очевидна тенденция к увеличению форм, к большим открытым, светлым пространствам. Если раньше считалось, что уют — это маленькие помещения, увешанные шторками и тряпочками, то сейчас нормы жилой площади, приходящейся на каждого человека, увеличиваются, поэтому с каждым годом становятся модны все большие пространства. Мы, архитекторы и дизайнеры, перестали их бояться, и наши клиенты тоже. Мы проектируем красивые дома, где главенствует минимализм, большие окна, которые смотрят в лес. Из тесных комнат XX века мы вернулись к просторным помещениям, подобным залам дворянских усадеб, но теперь позволяем себе делать их заполненными не зеркалами и колоннами, а воздухом и светом. 

Нам в этом помогают все более легкие материалы, в частности, ткани, которые, несмотря на свою легкость, одновременно плотные, обладающие всеми необходимыми защитными функциями. Они несут сейчас больший концептуальный смысл, чем бархатные шторы, и более декоративны. В модном интерьере вообще ушел из моды тюль, в прошлом году его было мало. Шторы теперь делают из шелка или в комбинации с шелком. Эту тенденцию мы видим и в женской одежде: сейчас актуальны фасоны, которые не сковывают движений, и струящиеся ткани. В интерьере очень популярен лен, причем именно натурального цвета, — мода на него не проходит уже третий год. Актуальны ткани с рисунком, выполненным печатью. Это тенденция, которая продержится еще какое-то время. Именно она позволяет нам совмещать ар деко и современный стиль. Рисунок на ярких полотнах хорошо смотрится и в классическом интерьере. Бархат остается только в каких-то декоративных деталях. Что касается дерева, то на протяжении нескольких последних лет «на плаву» уверенно держатся выбеленные сорта дуба, венге, палисандра. Уже ушли в прошлое тик, мербау, красное дерево; черешня вышла из моды напрочь. Современный интерьер содержит очень много стекла, причем независимо от стиля, — будь то хай-тек, арт-нуво и даже классика. 

— Какие изменения произошли в колористике дизайна?

— Изменения происходят каждые несколько лет. Мода на одежду меняется каждый год — как на фасоны, так и на цвета: в прошлом году, например, был очень моден бирюзовый, в этом году добавится еще и оранжевый. Смена интерьерных тенденций происходит немного медленнее — раз в два три-года (быстрее просто невозможно, ведь мебель и отделочные материалы «завязаны» на производство). Сейчас востребованы более холодные, более спокойные тона, больше светлого, меньше красного. Новые оттенки приобрело даже стекло: если 4-5 лет назад это было стекло обычное, чуть-чуть зеленоватое, то сейчас дизайнеры предпочитают тонированное — чуть серое или оттенка бронзы. В шкафах раньше использовались или зеркала, или матовое, чуть зеленоватое стекло, а сейчас это стекло практически всегда коричневого или бронзового тонов. Оно наиболее гармонично сочетается с цветами дерева, о которых я говорила выше. 

Кроме того, вышел из моды, например, синий цвет, — несмотря на то, что еще лет семь назад он был на пике популярности. Тогда в интерьере активно использовался кобальт, были синие кухни, двери — но на сегодняшний день практически нет сине-голубой гаммы, зато используется зелень, бирюза, оранжевый, коричневый тона. Опять же, все это природные цвета, которые ближе к натуральным оттенкам дерева. А они, в свою очередь, больше подходят к открытым пространствам. Получается такая замкнутая система, когда делаются материалы и предметы интерьера, которые можно комбинировать друг с другом. И это система будущего. 

— А как вы предпочитаете сочетать цвета?

— Мне очень нравится такая колористическая тенденция, как сочетание нейтральных по цвету вещей с яркими и пестрыми. Например, однотонные стены могут быть декорированы цветочным рисунком. Эти резкие контрасты фона и броских деталей — панно, аксессуаров и прочего — пришли из ар деко. Я этот принцип положила в основу всех моих интерьеров. «Фоновые» предметы всегда должны оставаться неизменными, а такие вещи, как подушки и картины, можно «переодевать». Это те вещи, которые могут изменить интерьер, заменой аксессуаров можно добиться очень много. Например, вам нужно добавить в комнату фиолетового цвета — вы «переодеваете» несколько подушек. Добавили ковер — и уже произошла смена акцентов... 

— Ну а что нового в мире мебели?

— В нем появились новые материалы, которые позволяют мебели стать гораздо более эргономичной. Сейчас изобрели «умные» вещи — «умные» диваны, «умные» кресла и т.д., которые приспосабливаются к параметрам нашего тела. Я думаю, что это футуристическая тенденция, то есть она будет только развиваться. Не знаю, в этом году или чуть позже, но будет. В этом смысле мебель можно сравнить с электроникой: когда-то у всех были черно-белые телевизоры, потом вся страна смотрела программы на цветном «Рубине», затем в нашу жизнь вошла более совершенная техника, и вот появились плазменные и жидкокристаллические панели. Потребители, даже те, у которых были хорошие телевизоры, все равно поспешили сменить их на плазму. Мне кажется, что то же самое произойдет с мебелью — уже сейчас на рынок вышли принципиально новые предметы интерьера. Они в какой-то момент изменят наше классическое представление о мебели. И вещи, которые «запоминают», как нам удобно сидеть или лежать, станут привычными. 

скачать файл PDF