Иллюзия круга

Исходным материалом была квартира с обилием внутренних несущих стен, закутков, коридоров и ...двумя неудачными попытками перепланировки. Хозяева отчаялись найти правильное решение, пока архитектор Нана Геташвили не предложила свое.
Секрет нашего решения заключался в том, что, прежде всего, мы кардинально изменили функцию основных помещений,— говорит Нана Геташвили.— Квартира чётко делилась на две неравные части, из которых большая мыслилась нашими предшественниками как парадная, а меньшая— как приватная.Мы же поменяли зоны местами, организовав на большей территории хозяйскую спальню и три детские, а на меньшей— гостиную, столовую и кухню. При этом общественную зону мы визуально увеличили за счёт объединения нескольких разрозненных помещений. Так, одна из несущих стен превратилась в ряд отдельных опор, лишь условно разделяющих пространство.
SALON: Но всё же Вы не пошли по пути глобальной реконструкции?
— Нет. С недостатками плана мы боролись не конструктивными, а визуальными средствами. Протяжённость коридоров и однообразие прямых стен мы скрыли с помощью иллюзорного кругового движения. Например, в гостиной плафон подвесного потолка описывает мощную дугу, увлекающую зрителя за собой, в зону холла и приватных помещений, где игра с окружностями продолжается в рисунке пола. Из-за подобных декоративных элементов возникает впечатление, что и сами стены закругляются. Хотя фактически это не так: за исключением небольшой перегородки в зоне холла, все стены остаются прямыми.
S: То есть пространство квартиры кажется не таким, какое оно есть на самом деле.
— Совершенно верно. И у этой игры в обманку есть одна, а точнее, две цели: отвлечь зрителя от некоторых недостатков жёсткой планировки и связать все пространства квартиры единым художественным замыслом.
S: Кстати, о единстве. Квартира действительно производит цельное впечатление. За счёт чего?
—За счёт намеренного ограничения в подборе материалов, форм, цветов. Скажем, если мы применяли камень в отделке приватных и парадных интерьеров, то исключительно травертин (будь то облицовка пола или стен). Если дерево — то только венге. В цветовом решении тоже стремились к однородности, к созданию некоего нейтрального фона, на котором могли бы выделяться отдельные акценты — вспышки коричневых и терракотовых тонов. Но главным объединяющим моментом в интерьере стала пространственная интрига, иллюзия круга, собирающего отдельные помещения в цельный и логичный живой организм.
Автор проекта НАНА ГЕТАШВИЛИ:
"Было непросто, учитывая исходные данные, создать нечто цельное и лаконичное. Приходилось идти на уловки: что-то скрывать от глаз, что-то, наоборот, акцентировать, а зачастую создавать иллюзии, провоцирующие человека на определённые эмоции. Но главное, нам хотелось сформировать живую подвижную среду, легко вбирающую в себя любые привнесённые в дальнейшем элементы.