Обратная перспектива

  • /images/cms/thumbs/a711746fc6be26c3bad3931f0ba6adc0806594aa/01f87321952d4e9924e2cd9c2d23a46c_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/a711746fc6be26c3bad3931f0ba6adc0806594aa/16741a9162a7ae5ff02803453ea29a02_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/a711746fc6be26c3bad3931f0ba6adc0806594aa/3c1f6566cac05e5f6a626c0c8f78f6cd_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/a711746fc6be26c3bad3931f0ba6adc0806594aa/414421b35c7d3d547d5b2feecf2300f3_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/a711746fc6be26c3bad3931f0ba6adc0806594aa/5ea86b51da6082b00d89160613268e4f_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/a711746fc6be26c3bad3931f0ba6adc0806594aa/5f11275ebc861e239f0fe60101600f0a_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/a711746fc6be26c3bad3931f0ba6adc0806594aa/9624d5e321c5984b95dda15b95147bd0_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/a711746fc6be26c3bad3931f0ba6adc0806594aa/cf05710c1e328f95688d7f283d87b4fb_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/a711746fc6be26c3bad3931f0ba6adc0806594aa/f95ff3d3fb2a83cf964ac2724a21dc3a_auto_526_jpg.jpg

Вход на лестницу напоминает крыльцо особняка. Огромное окно великолепного французского балкона смотрит в гостиную, превращая её во внутренний дворик... Все внешние (уличные, фасадные) признаки обращены внутрь помещения, а жилые комнаты — вопреки здравому смыслу — не внутри, а снаружи этого пространства. Невозможно отделаться от мысли, что особняк «вывернут наизнанку».

Хозяину было угодно видеть в своей квартире «родовое гнездо», где создаются и возрождаются традиции, воспитываются поколение за поколением, передавая по наследству семейные реликвии и фамильные предания. Несмотря на нынешнюю популярность этой идеи, задача имеет множество решений. Например, можно обойтись только декораторскими приёмами, работающими на создание легенды: если мебель антикварная — то непременно наследственная, коллекция русской портретной живописи — досталась от предков. 

Имитация «дома-музея» с проживающими в нём наследниками или реконструкция добротного дореволюционного быта по образу и подобию «дворянских гнёзд». Но архитектор Нана Геташвили предпочитает другой способ — не украшательство, а преображение самого пространства. Так возникла мысль представить квартиру... особняком в стиле русский модерн, коих немало сохранилось в Москве, в частности в районе Остоженки, где и происходит «действие». 

Определившись со стилем, Геташвили решила не соблюдать чистоту последнего, но добавить элементы эклектики. Чтобы, по мнению автора, избежать нежелательной «музейности» в жилом пространстве: вещи имеют обыкновение «селиться» в доме, не обращая внимания на стиль. Так, кабинет в неоклассическом стиле лишь напоминает о модерне. 

Великолепные двери столовой, кованые ограждения лестницы и решётка «французского балкона», абажур в кухне и витражи в гостиной создавались на заказ. Несмотря на простоту композиции, в ней есть интрига: две перпендикулярные оси — одна симметрично делит гостиную по центру камина, а другая ведёт из столовой через холл на лестницу. Но широкая арка берёт на себя главное внимание, успешно соперничая с лестницей в гостиную. В том, что кривая линия выглядит гораздо эффектнее на фоне множества прямых, есть своя правда: чем «ровнее» пространство вокруг, тем красивее вторгается в него вольный изгиб, а допустимость любой формы и отсутствие прямолинейной логики — всё это и есть модерн. 

Главное помещение в квартире — большая двусветная зала с камином — было полностью переосмыслено. Слишком огромная и неуютная комната теперь выглядит иначе: она вместила и строго симметричную каминную, и лестницу, не подчинённую никакой симметрии, и новое помещение-комнату, сооружённую прямо над каминной. Раздробленное на элементы, это пространство обрело иной габаритный модуль, скорее соответствующий масштабу московского особняка. Но особняку полагается иметь фасад — и таковой в интерьере имеется. Это фрагменты большой архитектуры: смотрящий в гостиную французский балкон, витражи в арочных окошках верхнего ряда. Арки-проёмы меж массивных «уличных» колонн ведут из холла в гостиную и прихожую, но самая узкая арка — на лестницу, что особенно роднит её с крыльцом особняка, — всё это более соответствует архитектуре внешней, нежели внутренней. Наклонные стены тоже участвуют в создании образа: в данном случае ощущения отъединённости, изолированности дома от стороннего мира. И мансарда отлично способствует «особняковому» характеру интерьера, послушно выполняя роль мезонина. 

Итак, фасадными элементами интерьер развёрнут вовнутрь, будто вначале разобран, а затем заново построен уже внутри квартиры. Он словно вывернут наизнанку, или, если угодно, представлен в обратной перспективе. 

скачать файл PDF