Нана Геташвили о том, как она научилась вызывать вдохновение

  • /images/cms/thumbs/575f38a48d88fa7905b608422a134c5b41bb755f/a9885cfee255e10971d2f203014c7926_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/575f38a48d88fa7905b608422a134c5b41bb755f/f57159478e1f80f8e61b84c7c49e86f3_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/575f38a48d88fa7905b608422a134c5b41bb755f/7681643e31d3183a4992754ba70a58df_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/575f38a48d88fa7905b608422a134c5b41bb755f/b094a463a1b985c06ce476a1171fc69a_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/575f38a48d88fa7905b608422a134c5b41bb755f/dd615f9843074e614dbd48ab5c5600d6_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/575f38a48d88fa7905b608422a134c5b41bb755f/9f702c7b96f5a25628632a8ad492d249_auto_526_jpg.jpg
  • /images/cms/thumbs/575f38a48d88fa7905b608422a134c5b41bb755f/075d90f3ea6c0be4595aaadecb3bd10e_auto_526_jpg.jpg

вое первое здание она построила еще во время учебы в МАРХИ. Окончив институт с красным дипломом, она работает за рубежом и является руководителем одного из самых элитарных архитектурных бюро, в активе которого уже более сотни осуществленных проектов.

Лауреат премии «Стиль года» в номинации «Стиль в творчестве» обаятельная Нана Геташвили достигла в своей профессии того, о чем мечтают многие архитекторы, однако на этом не остановилась. Сегодня Нана не только строит здания и разрабатывает интерьеры, но и продюсирует документальные фильмы, а также является автором цикла передач «Тайны мировой архитектуры», премьера которого прошла на канале «Россия»

— Нана, это правда, что свое первое здание вы построили, будучи на третьем курсе МАРХИ?

— Да, это действительно так. На самом деле это был уникальный опыт, потому что обычно для молодых архитекторов дорога открывается уже после окончания института, после работы под крылом уже состоявшегося мастера. Мне в этом плане очень повезло, я с 17 лет имела собственную студию, в качестве архитектора сотрудничала с крупными иностранными компаниями, разрабатывала проекты, за которые отвечала целиком и полностью сама, при этом никогда не отчитывалась перед вышестоящими начальниками.

— Как удавалось совмещать работу и учебу?

— Не могу сказать, что это было просто, зато интересно. Мои проекты изначально были довольно крупными и масштабными, причем я параллельно могла строить здания в разных городах. Помню, как приходилось по нескольку часов в неделю проводить в полетах. Кроме того, многим моим педагогам откровенно не нравилось, что я работаю. К шестому курсу я, возможно, действительно стала для них неким конкурентом, они сопротивлялись даже защите моего диплома, но тем не менее я окончила МАРХИ с красным дипломом. После института уехала учиться в Англию, затем работала в Италии и Франции и одновременно открыла свое собственное архитектурное бюро в Москве.

— Сегодня за плечами вашей компании более сотни осуществленных проектов в разных странах мира. Все они созданы именно вами или в вашем бюро есть и другие генераторы идей?

— Моя компания отличается от подавляющего большинства архитектурных мастерских, где действительно бывает сразу несколько главных архитекторов. Мое бюро рассчитано исключительно на проекты, выходящие из-под моего пера, и все люди, которые у нас работают — замечательная команда архитекторов, дизайнеров, декораторов, — помогают воплощению одной идеи. Я всегда сама лично общаюсь с заказчиком, делаю эскизы, а результат работы, которую выполняют мои сотрудники, тщательно контролирую

— Но ведь это же невероятно трудно лично разрабатывать и контролировать каждый проект! Почему вы не хотите пойти по пути большинства архитектурных бюро и привлечь к работе мастеров, которые могли бы самостоятельно вести проекты параллельно с вами?

— Мне часто задают этот вопрос, однако я убеждена, что два мастера сталкиваться не должны, ведь мнения их вряд ли совпадут. Если человек приходит именно ко мне, я не могу его отправить к некому «Иванову». Если же он приходит к «Иванову», то почему тот самый «Иванов» должен работать на базе моей компании? Конечно, через себя все пропускать непросто, и возможно, если бы мы пошли по стандартному пути, то смогли бы одновременно работать над большим количеством проектов. Хотя, признаться, у нас и так их немало, порядка 25 проектов в год, по сравнению с западными архитекторами вообще рекордное количество.

— При этом вы ведь еще и дизайном интерьеров занимаетесь...

— Интерьерами я начала заниматься во многом потому, что результат не заставляет себя ждать. Проектирование зданий — процесс вдохновляющий, так как они остаются на годы, но строительство — процесс длительный, и отдачу чувствуешь не так скоро. Между тем, на мой взгляд, именно положительная реакция окружающих на результат работы человека «зажигает» его, наполняет энергией, заставляет двигаться дальше. Поэтому дизайн интерьеров это прежде всего обмен энергией с людьми, для которых ты это делаешь. Кроме того, совершенно потрясающее чувство возникает, когда понимаешь, что, передвигая предметы, ты меняешь пространство.

— Нана, раз уж речь зашла об энергии... Ходят слухи, что вы каким-то хитрым способом населяете дом положительной аурой, поэтому в ваших интерьерах всегда хорошо живется, и к вам в бюро так стремятся заказчики. Это правда?

— Возможно, но думаю, что происходит это непроизвольно, просто я делюсь той положительной энергией, которой, наверное, обладаю, ведь каждый новый проект — мое дитя.

— Вы применяете знания, не связанные с архитектурой, например фэн-шуй?

— Конечно, мы выдерживаем какие-то правила — не ставить кровать ногами к входу, не вешать напротив входа зеркало и т.д., но не более того. Если заказчик всерьез относиться к таким вопросам, то, наверное, надо приглашать специалиста, но здесь есть один важный момент. В Китае место для императорского дворца выбиралось в течение 3–5 лет, потому что смотрели не на то, под каким углом поставить пагоду, а между какими холмами и деревьями ее расположить. Соответственно тем, кто всерьез увлекается практиками фен-шуй, нужно изначально строить дом или квартиру в определенном районе. Что касается разнообразных символов — икон, африканских масок и т.д., то я могу сказать следующее: нужно повиноваться собственному инстинкту — если чувствуете, что вещь ваша, вешайте; если вам от вещи плохо, то, сколько бы вас ни убеждали в ее положительной энергетике, избавляйтесь от нее.

— Вы всегда сами общаетесь с заказчиками, надо полагать не все из них обладают идеальным вкусом, как складываются отношения с такими клиентами?

— Во-первых, вкус требуется не от заказчика, а от меня. Так как я не придерживаюсь какого-то определенного стиля, мы не можем с клиентом не совпасть. Обычно я прошу принести фото интерьера, который нравится человеку, мне это нужно для того, чтобы оценить количество света, цвета, сочетания, формы. Я это прошу делать потому, что были случаи, когда мне четко называли стиль, в котором я должна работать, а потом оказывалось, что заказчик представляет этот стиль совсем по-другому. Однажды, например, один человек попросил меня сделать интерьер в стиле фараона, я уже представила себе пирамиды, а когда он принес фото того, что ему нравится, выяснилось, что к Египту в этой комнате имеет отношение только лампа, в остальном же это чистый хай-тек. Порой отношения с заказчиком действительно не складываются, но это зависит не от его вкуса, а от того, насколько он готов мне довериться. Это становится ясно уже на первой встрече. Архитектор, как врач, ему надо рассказывать все, какой уклад в семье, привычки... Если же отношения складываются, то они часто превращаются в многолетнее сотрудничество. Бывает, что я оформляю квартиры детям, и даже внукам заказчиков. Обычно от небольших заказов я отказываюсь, но такие случаи исключение, потому что я понимаю, как высока степень доверия этих людей ко мне. Ведь на самом деле именно к доверию я шла эти 15 лет.

— Накопившимся за 15 лет опытом делиться с начинающими не хотите?

— Мне неоднократно предлагали открыть школу дизайна, но я отказывалась.

— Почему?

— Когда-то один известный художник попросил моих родителей забрать меня из художественной школы: «Мы сковываем ее воображение стандартными заданиями, — сказал мастер. — Она рисует бабочек по-своему, а мы загоняем ее в рамки». Мне даже в свои 17 лет было трудно с кем-то соглашаться. Я не говорю, что мои произведения объективно идеальны, но они нравятся мне и моим заказчикам, и это, может быть, то самое необходимое для творческого человека, такая жизнеутверждающая позиция, позволяющая творить. Другой вопрос, что талант надо развивать, удобрять его почву, и это уже дар учителя. Я считаю, что дар учителя имеет ту же природу, что и талант архитектора, художника, фотографа, и пока я не знаю, насколько им обладаю. Хотя опытом своим я все же делюсь, например, сейчас пишу очень забавную книжку, адресованную молодым архитекторам и новоиспеченным заказчикам. Книжка юмористическая, но основанная на реальном опыте.

— Нана, вы неоднократно принимали участие в телепередаче «Квартирный вопрос», при этом выпуски, в которых интерьеры преображали вы, стабильно сопровождал очень высокий рейтинг. А что лично вам дает участие в этой программе?

— Могу сказать сразу, никакой финансовой выгоды участие в передаче мне не приносит, возможно, оно дает некую известность, но весьма относительную. Между тем у меня есть два достаточно весомых аргумента в пользу «Квартирного вопроса». Во-первых, это безумно интересно. Никто не верит, но программа изначально была задумана так, что мы действительно переделываем квартиру за несколько дней. Это ирреальность. Хотя, конечно, архитекторы начинают работать над проектом за 1,5 месяца, но они не столько фантазируют на тему интерьера, сколько придумывают, как осуществить переделку в столь ограниченный промежуток времени, какова должна быть последовательность действий, как сделать, чтобы краска побыстрей высохла, и т.д. Получается такая многосложная задача,которую очень интересно решать.

— В «Квартирном вопросе» принимают участие разные архитекторы, и, откровенно говоря, не все из них попадают в точку, если судить по реакции хозяев квартир. Почему вам это неизменно удается?

— Вообще-то основной принцип этой программы, как я его себе представляю, — эпатаж, то есть по идее надо сделать так, чтобы все поразились. Я же в любом случае делаю интерьер для определенных людей. При этом я встречаюсь с ними всего один раз и конкретный вопрос «Что бы вы хотели?» задавать по условиям программы не могу. Я должна почувствовать, что им надо, и для меня очень важно, что я успеваю за этот час их понять. Это очень сложная психологическая задача, и я рада, что мне удается ее решать. Если я когда-нибудь все-таки соберусь открыть какие-то курсы для архитекторов и дизайнеров, то помимо чертежа и рисунка, обязательным предметом на них будет психология.

— Не так давно по каналу «Россия» с большим успехом прошел цикл передач «Тайны мировой архитектуры», автором, ведущей и сопродюсером которого были вы. Как получилось, что вы выступили во всех этих ипостасях?

— Немногие знают, что у меня все-таки два образования — помимо того, что я архитектор, я еще и дипломированный тележурналист. Это второе призвание существовало во мне давно, было очень много идей, но архитектура всегда перетягивала на себя одеяло, и возможности спокойно подумать над теле- и кинопроектами практически не было. Но так случилось, что какое-то время назад я столкнулась с очень творческими людьми — коллективом телекомпании «Мастерская» и ее продюсером Саидой Медведевой.

Кроме того, мне несказанно повезло, что консультантом и соавтором проекта стала моя мама Нина Геташвили, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, автор многочисленных трудов по истории искусств, всегда готовая и способная на креативную реакцию. И после многих раздумий, которые продолжались два года, родился, на мой взгляд, изумительный проект «Тайны мировой архитектуры».

— Проект действительно изумительный, говорю как зритель, оторваться от экрана просто невозможно. При этом даже непонятно, что это за жанр?

— Жанра этому придумать не удалось. Жанра нет, и в этом уникальность фильма. Мы изначально пытались создать проект, который ни на что не похож — это авторское кино, наполненное цитатами из документальных, публицистических, художественных фильмов. Когда человек садится к экрану, его действительно захватывает действие, он точно не понимает, об архитектуре ли этот фильм, потому что через призму архитектуры мы показываем самые загадочные и значительные явления в истории человечества, судьбы людей, великие тайны великих цивилизаций, исторические факты. В свою очередь, рассказывая о масонах, тамплиерах, мы преподносим людям архитектуру не как некий сухой материал, а как книгу жизни, как каменную книгу, в которой можно читать всю историю, потому что все разрушается, а архитектура остается, она следует за человеком.

В принципе нашей основной целью было за счет неких популяристических тем обратить внимание людей на архитектуру, потому что простая демонстрация красивых фасадов того или иного здания, к сожалению, привлекает очень ограниченное количество людей. Я надеюсь, что нам удалось это сделать, по крайней мере письма с отзывами нам приходят со всего мира. Говорят, что люди, посмотрев, к примеру, фильм «Алхимия Парижа», возвращаются в столицу Франции еще раз, потому что они пробыли в Париже три дня, но не ощутили, того, что должны были. Сейчас в продажу поступает подарочное издание книги «Тайны мировой архитектуры», снабженное дисками со всеми восемью фильмами, а также DVD-издания. Книгу мы написали в соответствии с сериалом, плюс в ней есть много эксклюзивных вещей, которые не вошли в фильмы, например, полное интервью с легендарным архитектором Оскаром Нимейером.

— Работу над циклом «Тайны мировой архитектуры» вы рассматриваете как разовый опыт или будут еще авторские проекты на телевидении?

— Обязательно будут. Во-первых, мы планируем снять продолжение этого сериала. Кроме того, в качестве продюсера я сейчас работаю еще над рядом проектов.

— Нана, тогда последний вопрос. Архитектурные проекты, дизайн интерьеров, написание книги, участие в телепередачах,работа над фильмами... Как вы все успеваете?

— Как ни парадоксально, но чем более ты зависим от кого-то, тем более ты свободен. Это такое откровение, к которому приходишь со временем. Если ты формально ни от кого не зависишь, а зависишь только от себя, тебе приходится продумывать каждый свой шаг, быть организованнее, потому что твою дальнейшую жизнь тебе продиктует не начальник, а следствия твоих собственных действий. Как я все успеваю? Я составляю себе график, в который наряду с профессиональными вписаны и личные встречи — с друзьями и т.д. Сегодня мой график расписан на два месяца вперед, каждый день, включая выходные.

— Но ведь все, что вы делаете, — это творчество, разве можно творить по графику?

— Да, мы привыкли думать, что к поэту приходит вдохновение, и надо безропотно его ждать: день, два, три, неделю. Иногда это неправильно. Я научилась садиться в свободные полчаса, брать лист бумаги и срочно вызывать это самое вдохновение.

скачать файл PDF