Замок с эльфами
Замок Богоматери Фатимской (таково его официальное название) — любопытный образец португальской архитектуры XIX столетия. Эта «игрушечная» псевдокрепость была построена во времена господства историзма, когда архитекторы намеренно заимствовали внешние атрибуты и приёмы предшествующих стилей. В её облике угадываются черты как поздней португальской готики, так и своеобразного национального стиля «мануэлино», включающего элементы морской символики.
Сделать подобный дом современным и комфортным, создать интерьеры, которые не противоречили бы характеру внутреннего пространства, было непростой задачей. «В планировке мы почти ничего не меняли, — вспоминает Нана Геташвили. — Сложно, да и ни к чему было ломать старинные толстые стены. Вместо этого мы изменили назначение и, соответственно, внешний облик многих помещений. К примеру, раньше только второй этаж имел статус парадного, поскольку подъезд для карет и главный вход со стороны улицы находились именно на уровне второго этажа. Первый же, цокольный этаж, который из-за перепада рельефа виден только со стороны побережья, считался подсобным: тут были винные погреба, кладовые и комнаты прислуги. Мы изменили существующий порядок, распределив парадные комнаты между первым и вторым этажами (на втором помимо гостиной разместились хозяйские и гостевые спальни)». Третий, «мансардный» этаж оказался занят всего одной уютной комнатой, к которой примыкает просторная терраса, огороженная зубчатым парапетом.
Вообще, многочисленные террасы и балконы играют немаловажную роль, соединяя дом с побережьем, океаном, великолепным садом. В стилистике интерьеров, в выборе материалов архитектор во многом отталкивалась от местных традиций. Скажем, полы во всех помещениях (кроме комнаты в мансарде) мраморные, мозаичные, столь характерные для интерьеров Испании и Португалии, где жарким летом камень даёт прохладу, а зимой не позволяет сырости пробраться в дом. Но присутствуют в отделке и весьма выразительные элементы из дерева. Это, прежде всего, деревянные наборные плафоны, в каждом помещении отличные по цвету и рисунку.
«Но главное, сама архитектоника здания часто подсказывала какие-то интересные решения, — говорит Нана. — Например, в помещениях первого этажа мы столкнулись с проблемой низких потолков. Но этот мнимый недостаток легко обратился в достоинство, когда потолки дополнительно «утяжелили» массивными деревянными кессонами. Такая декорация в сочетании со стрельчатыми проёмами и мощной кладкой неоштукатуренной стены придала выразительность пространству, привнесла в интерьер необходимый аромат средневековья».